Немного об истории электротранспорта
А вы знаете, что первым транспортным средством на электричестве был электромобиль, построенный в 1830-м в Шотландии? Самой главной его проблемой являлся неперезаряжаемый источник энергии. В течение всего 19 столетия на дорогах периодически появлялись машины на электротяге, однако первым настоящим прототипом электрокаров стал электромобиль, созданный в мастерской некоего Уильяма М. Дес Муанс в американском штате Айова.
К концу 19 столетия в Нью-Йорке функционировал целый парк такси на электричестве, и к началу 20 века почти 30% автомобилей в Америке ездили на электротяге. Однако, не успев завоевать популярность, они отступили на второй план после того, как Г. Форд представил миру свою модель ДВС. К 1920-му электромобили уже практически не использовались, а сменившие их машины на бензине могли ездить быстрее и дальше. Этому во многом способствовала дешевизна бензина.
Только в 70-х годах 20 столетия, когда цены на бензин значительно возросли, а опыт использования бензиновых двигатель выявил проблемы экологического плана, автопроизводители стали разворачиваться в сторону электромобилей.
Первый электромобиль для масс – это СитиКар Вангуард-Себринг выпуска 1974 года. Он был очень миниатюрных размеров, развивал до 48 км/ч и имел запас хода почти в 65 км. Выпущено было порядка двух тысяч автомобилей, но после выявления определенных проблем с безопасностью через два года производить их прекратили.
В середине 70-х в Америке работала программа, предполагавшая использование электротранспорта для доставки мелких грузов и корреспонденции. Было закуплено 350 электроджипов для почты, но программа была свернута.
Только в 1988 году автопроизводители стали проявлять повышенный интерес к электрическим автомобилям. Так, Дженерал Моторс решила выделить серьезные средства на исследовательскую программу по созданию электромобиля для широких масс. Такой электромобиль – EV1 производился в течении трех лет, 1996-1999 годы. Поначалу аккумулятор в нем был свинцовым, затем – никель-металлическим.
Не только Америка выпускала электромобили. В Японии, например, производили электрическую версию Тойота РАВ4 ЕВ, с запасом хода до 190 км и максимальной скоростью в 130 км/ч.
Главная проблема электротранспорта – аккумуляторы
Наибольшей проблемой являются аккумуляторы – они должны иметь возможность генерировать достаточную мощность, обеспечивающую автомобилю возможность быть полноценным транспортом, иметь приличный заряд, быстро перезаряжаться, иметь максимально малый вес и при этом быть доступными по цене.
В первых современных электрокарах стояли 12-вольтные свинцовые батареи, в EV1 их было 26, так что группа весила до 500 кг. Заряжались они 4-10 часов, поэтому на достаточно длительное время автомобиль выходил из строя. Изменение емкости было проблематичным, поэтому максимальный пробег составлял 80 км. Плюс сложности в эксплуатации в зимнее время и высокая стоимость.
Пришедшие на смену никель-металл-гидридные аккумуляторы были, несомненно, лучше – обеспечивали автомобилю большую мощность, быстрее подзаряжались, но стоили дорого.
На большинство современных электромобилей ставят литий-ионные аккумуляторы. Они легче, обладают высокой плотностью энергии и дольше работают. Преимущества таких аккумуляторов, по мнению экспертов, смогут в ближайшем будущем решить многие проблемы и автомобилей на электротяге, и электрических велосипедов.